Село Алгасово было основано русскими крестьянами, выходцами из центральных областей государства. До нас не дошло каких-либо убедительных сведений о существенном включении нерусского населения - в первую очередь мордвы и служилых татар. Поэтому доминирующей религией на протяжении почти 3х столетий оставалось Православие. В селе постоянно действовали 2 церкви.
Во второй половине 18в в Алгасово, как и в остальной части России, получает распространение сектантство. Здесь действовала община молокан.1 Подробнее о сектанстве будет рассказано в отдельной главе, а здесь же остановимся на истории канонической церкви.
В 1644–1645 гг. большая часть территории будущей Тамбовской епархии находилась в ведении патриарха. Она разделялась на Тамбовскую десятину (23 церкви и 1 часовня) и Козловскую десятину (28 церквей и 4 часовни). С 1645 г. эти церкви уже в ведении Рязанских архиереев.2 Окладные книги Тамбовского и Козловского уездов 1676 года3 дают некоторое представление о том каково было церковно-административное деление за шесть лет до открытия епархии в т.ч. в 1676 г.
Данные окладные частично публиковались в ИТУАК. B вот как описано Алгасово в них:3
"Церковь Ильи пророка в селе Олгасове. У тое церкви двор попа Ивана, двор попа Симеона, двор попа Алексея, двор Диакона Ивана, два двора дьячковых, двор пономарской, двор просвирницын. Церковные пашни по сороку чет в поле… сенных покосов на семь сот копен.
Да в приходе к той церкви: двести пятдесят дворов крестьянских, семьдесят пять дворов бобыльских, тридцать дворов вдовьих, и всего 362 двора.
И по досмотру конюшего старца Антония с товарищи и по скаске за рукою тое церкви попов Ивана да Симеона да Алексея и диаокна Ивана и по новому окладу доведется с тое церкви дани девять рублев двадцать пять алтын 5 денег. Пошлин гривну. А прежние дани было кроме пошлин два рубли четыре алтына. И перед прежним прибыло семь рублев двадцеть один алтын пять денег.
К сем книгам Ильинский поп Семион руку приложил..."
Мысль об открытии Тамбовской епархии возникла еще в 1654 г. Тогда было вполне понятно значение такой идеи: обширные земли включенные в сферу интересов Русского государства должны были иметь не только представителя светской власти (воевода), но и духовной (епископ). Однако в то время идея так и осталась идеей. На более серьезном уровне вопрос поднялся на Московском соборе 1667 г., но ситуация теперь выглядела несколько иначе. С одной стороны на Тамбовщине скопилось определенное количество расколькников, которые жили своими небольшими поселениями, а иной раз и целые «крепости» создавали (Дубасов упоминает о городке между Тамбовом и Козловом с населением до 500 чел.), которые фактически жили сами по себе, не признавая существующую государственную власть; с другой стороны в крае существовало мощное, как бы сейчас сказали, монашеское лобби, пользующееся большим влиянием, часто подчиненное непосредственно крупным московским монастырям и едва ли желающие, чтобы каким-либо образом люди епископа вмешивались в дела братии. И духовенство края, чувствующее себя полноправными хозяевами в своих приходах, выдвигаемое на свои должности прихожанами вполне было довольно тем, что епископ где-то есть, но далеко. И вот к концу века получалось, что несколько десятков православных общин жили сами по себе, практически никак не связанные с центром, где-то уже и не ощущая свою принадлежность к общероссийской Церкви, да и вообще часть населения не признавало никакой власти над собой. Создавалась реальная угроза если и не отпадения этих земель от Российского государства, то создания здесь очага бунтов и непокорности. Поэтому вполне логично было учредить Тамбовскую епархию и не случайно, что вместе с Тамбовской была открыта и Воронежская епархия, которая находилась примерно в таком же положении. То что открытие епархии было инициативой не столько церкви, а государства свидетельствуют и слова царя Федора Алексеевича, обращенные в 1681 году к патриарху Иоакиму: «Архиерейское вновь прибавление потребно и нужно для того, что во многих дальних местах христианская вера не расширяется, развратники же святыя церкви там умножаются, зане не имеют себе возбранения за разстоянием дальним, понеже в епархиях град от града и место от места имеют разстояние немало».2
Первоначально епископу Тамбовскому и Козловскому выделили города Тамбов, Козлов и Борисоглебск с округами. В этих пределах Тамбовская епархия просуществовала до 1699 года. Затем ее вновь передают в подчинение Рязанскому митрополиту. А с 1720 года она переходит в состав Воронежской епархии. Петр-1 упраздняет патриархию и создает орган коллегиального церковного управления - Святейший Правительствующий Синод. Он был окончательно утвержден 14 февраля 1721 года. С этого времени бывшая Тамбовская епархия переходит в ведение Московской Синодальной Конторы.
К этому времени в состав Тамбовской епархии входили: Тамбов с округой (37 церквей), Крюково с округой (27), Ракша с округой (14), Коварское на р. Вороне (9), Кривополянье с округой (14), Козлов с округой (71), Ягодное с округой (14), Раненбург, г. Добрый с округой (27). Затем, с 1742 г. территория епархии отошла в ведение Московского митрополита, а в 1745 г. всеми церковными делами в Тамбовской епархии стала заправлять Московская Синодальная контора. Протоиерей Хитров пишет по этому поводу, что епархия с 1720 г. была подчинена Воронежским архиереям, но управляла епархией «главным образом Синодальная контора». Она выдавала храмоздательные грамоты, определяла на места клириков, по ее же распоряжению ставленники посвящались то в Москве, то в Коломне, то в Рязани, то в Воронеже. 4
По именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 17 апреля 1758 года Тамбовская епархия была возобновлена с расширением ее пределов за счет соседних епархий. От Воронежской к ней отошел г.Добринск, от Владимирской - Краснослободск, от Суздальской - Темников, Кренск, наровчат, Верхний Ломов, Нижний Ломов, от других - Троицк и Корсунь.
В 1764 году, по учереждении монастрыских и кафедральных штатов, пределы Тамбовской епархии снова претерпели изменения. На этот раз в ущерб ее полноте, хотя и не надолго. Сначала в ее составе было включено 11 городов: Тамбов, Пенза, Козлов, Борисоглебск, Добринск, Керенск, Нижний Ломов, Верхний Ломов, Инсар, Моршанск и Краснослободск. А в скором времени к ним добавились Темников, Наровчат, Саранск и Троицк. Включение некоторых из этих городов было связано с их недавним основанием и включением в Тамбовское наместничество. Речь идет о Моршанске, Спасске и Кирсанове. Кроме того, из других наместничеств к Тамбовской епархии были причислены: от Рязанского - Раненбург, от Саратовского - Сердобск и Кузнецк, и от Пензенского - Чембар.
12 декабря 1796 года Тамбовское наместничество было преобразовано в губернию, а 16 декабря 1799 года воспоследовало высочайшее повеление, после открытия Пензенской епархии, епархию Тамбовскую ограничить пределами своей губернии. С 1803 года границы губернии более не изменялись и Тамбовская епархия продолжила существовать в границах губернии вплоть до ее упразднения 15 мая 1928 года.5
Нижестоящим уровнем административного деления вплоть до начала 18 века была "десятина". Впервые, десятина на Руси была установлена в 996 году киевским князем Владимиром Святославичем и первоначально предназначалась для киевской Десятинной церкви. Но вскоре приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (за исключением монастырей). Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 года частично перешли к поповским старостам и десятским священникам, наместникам и заказчикам. Как правило, все церкви, состявлявшие десятину, находились в одной местности. Помимо этого, городские церкви выделялись в сумме в отдельную административную единицу. А в десятину включались все (или часть) церкви, "тяготевшие" к городу. Десятильники были ответственны за сбор податей с нижестоящего церковного духовенства.
Так, согласно окладным книгам 1676 года, Алгасово относилось к Тамбовской десятине.
В 1й половине 18 века возникает должность заказчика, в зачачи которого входил контроль за сборами податей десятильниками. Со времени правления императрицы Елизаветы Петровны заказчики начинают повсеместно именоваться Благочинными. При этом должность поповских старост окончательно упраздняется в 1764 году.6 Соотвественно, с этого времени административную единицу начинают именовать "Благочинием", "Благочинным округом" или просто "окрУгой". Границы благочинного округа могли варьироваться в широких пределах. Так, согласно с «Инструкцией благочинным приходских церквей» от 1828 года, если Благочиный ведал более 15 церквями, то ему мог придаваться помощник.
Применительно к Алгасову, именование "округа" начинает появляться в первой половине 19 века. А сама округа с момента образования города Моршанска(1779) стала включать в себя церкви, "тяготевшие" к городу.
Помимо этого, О.Ю. Левин упоминает, что была и промежуточная административная единица - заказ. "Вся территория делилась на десятины (Козловская и Тамбовская), они в свою очередь на заказы, во главе которых стояли поповские старосты, избираемые на свою должность самим духовенством. Административно-распорядительная деятельность сосредотачивалась на поповском дворе, который располагался в Тамбове, т. е. за этим городом на протяжении всего времени до нового открытия епархии в 1758 г. сохранялся статус духовной столицы края. В первой половине XVIII в. распорядительные функции поповского двора перешли к духовному приказу, также расположенному в Тамбове."7
Мне такое деление представляется не совсем корректным. Т.к. в той же Окладной книге 1676 года Шацкий уезд делился на пять административных единиц: Шацкая десятина, Кадомская десятина, Дворцовая волость, Воронский заказ и Залесенный заказ.8 Таким образом, мне представляется, что в силу пока не выясненных исторических причин, "заказ" и "десятина" использовались повсеместно и относились к одному уровню церковного подчиения.
Подводя итог, административное подчинение церквей Алгасова можно примерно разделить на следующие временные рамки:
1645-1682 - Рязанская Епархия, Тамбовская десятина
1682-1699 - Тамбовская Епархия, Тамбовская десятина
1699-1720 - Рязанская Епархия, Тамбовская десятина
1720-1758 - Воронежская Епархия, Тамбовская десятина
1758-1779 - Тамбовская Епархия, Тамбовская округа
1779-1893 - Тамбовская Епархия, Моршанская округа
1893-1911 - Тамбовская Епархия, 2й Моршанский-Алгасовский округ
1911-1926 - Тамбовская Епархия, 2й Моршанский округ
Ведение церковных летописей было возложено указом Святейшего Синода от 12 апреля 1886 года и определением Святейшего Синода от 4-8 декабря того же года на приходских священиков. Активным сторонником церковного летописания в Тамбовской епрахии выступил преосвященный Виталий, епископ Тамбовский и Шацкий. Руководством для составления летописи явились "Правила, как вести церковно-приходские летописи", опубликованные в "Тамбовских Епархиальных ведомостях" в августе 1887г (№8). Согласно этим правилам первостепенная обязанность за их ведение возлагалась на настоятеля церкви. Летопись считалась церковным документом и должна была соблюдать ряд правил, в т.ч. быть "скреплена, прошнурована и утверждена печатью местного благочинного" (Тамбовские Епархиальные Ведомости, 1887, №7).
Следует также отметить, что решение о ведении церковных летописей было в русле общих тенденций культурной и научной жизни России второй половины 19 века. Эти тенденции включали в себя в том числе повсеместное открытие археологических обществ и губернских ученых архивных комиссиий. Внимание к истории было повсеместным. Так, в сентября 1887 года Академия художеств выслала на имя преосвященного Виталия для духовенства Тамбовской епархии 303 экземпляра метрик для спосбобствования описанию церквей и монастырей епархии.
Оригинал летописи не сохранился.9 На данный момент известно о двух сохранившихся копиях. Первая копия был опубликована в "Тамбовских епархиальных ведомостях" в 1916 году.10.
Вторая копия - это рукопись, сделанная в 50-е годы 20 века.9 Копия была сделана жителем с. Алгасово Павлом Яковлевичем Бугровым и предоставлена им полевой этнографической экспедиции Института этнологии и антропологии в середине 90-х годов 20 века. В рукописи Бугрова последние описываемые события датируются 1888 годом. В то время как, в копии от 1916 года они относятся к 1912 году. Это позволяет предположить, что рукопись Бугрова, в свою очередь, является копией многократно переписанной с подлинника в 1888 года. Копия Бугрова также не является полной - в ней описаны только первые 63 двора и еще одна нечитаемая страница. Публикация этой копии в части переписи дворов была сделана с ошибками. В уцелевшем источнике год поселения отображен в старославянской цифровой системе, т.е. буквами. Эти буквы были неверно прочтены в части перевода годов, содержащих нули. Так, 173 год (РОГ) был опубликован как "103" год ("Во дворе Киприяшко Григорьев сын пришол Шацкого уезду из села Акселмеева во 173-м году"). Из-за этого авторы исследования сделали неверные выводы о первоначальном периоде заселения села и сдвинули его назад примерно на 35 лет.
Еще одной частичной копией можно считать выдержки, опубликованные И.И. Дубасовым в своей работе "Очерки из истории Тамбовского края"11. По всей видимости Дубасов в своей работе пользовался копией переписной книги, хранившейся в Архиве МАМЮ (ныне в РГАДА).
Церковная летопись включает в себя 2 части: копию с «Выписи» ХVII в. и современное автору историко-этнографическое описание церквей, причта и населения села. "Выпись" хранилась в ризнице(Р.-Б.) церкви под названием "Копия с выписи села Алгасово". Копия была снята 18 октября 1679 года в царствование Федора Алексеевича и выдана крестьянину "Ивашке Лазареву сыну Глагазину с товарищи на тягло их... и оброчище и землю и сенные покосы и животные выпуски со всеми угодьи". "Выпись" же эту дал столпник и воевода князь Василий Васильевич Кропоткин с писцовых и межевых книг письма своего и межевания подьячего Ивана Татаринова 7182-7185 (1674-1675) гг.
Рукопись выписи представляла из себя тетрадь в четыре обыкновенных писчих листа, без конца, с запыленными первым и последним полулистами. По всей видимости источником для выписи послужила перепись, которая дошла до нас в списке под названием "Копия с писцовых книг 1674-1678 гг (7182-7186 гг.) писца князя Василия Кропоткина, Тамбовского уезда дворцовой рыбной пустоши. Копии за скрепою секретаря Ильи Волкова и архивариуса Филиппа Коренева."(РГАДА - Ф.396, Оп.2, Д.3553, Л.116об)
В выписи содержаться подробные описания двух существовавших в то время в Алгасове церквей, бывших в них церковной утвари, кладбища, его площади, усадьбы священнослужителей и церковной земли в поле с точным обозначением столбов, граней и рубежей; затем следует описание 60 дворов (предварительно не сказано сколько всего дворов в селе): указаны число мужских душ, тягла под каждым двором, год прибытия каждого домохозяина и год посылки сына на службу на Дон.
Летопись была составлена настоятелем Рождественско-Богородицкой церкви, как главной церкви села на тот момент. По мнению С. Швецовой12 копия Бугрова была сделана священником церкви Рождества Богородицы Григорием Островским. Не пытаясь оспаривать сей факт, отмечу лишь, что содержащаяся информация относится к обеим церквям.
По мнению летописца церкви не были строго разграничены между собою ни в количестве причта, ни в принадлежности к той или другой из них прихожан - крестьян села Алгасова. При этом летописец не упоминает о разграничении деревень по при приходам, которые, согласно справочным книгам, были строго приписаны к отдельным церквям.13 [^13] Но по мнению С. Швецовой12 приходы церквей все же были четко разграничены. "Ильинская и Никольская церкви делили Алгасово как бы на две части, границей которых была улица Ильинка. Жители улиц к северу от Ильинки считали "своей" Ильинскую церковь. А все остальные - Никольскую."
Людмила Попова приводит интересное воспоминание своей бабушки, которое во многом схоже с описанием С. Швецовой: "[улица Ильинка]... служила некоторой "границей", делящей село на 2 части. Прихожане, жившие от реки до Ильинки посещали церковь Рождества Богородицы, а те что за Ильинкой - молились в храме Илии Пророка".
Помимо этого, из архивных источников известно, что в 17м и начале 18 века приходы церквей делились на две сельские половины, которые имели собственные именования. Так, приход Ильинской церкви назывался "Тюкелева половина", а приход Никольской - "Касагорская половина".13 В 19 веке собственное наименование уже не встречается. Но, как видно из вышеупомянутых воспоминаний, само географическое деление приходов, по всей видимости, сохранилось в исходном виде вплоть до 1917г. В подтверждение этому хочу привести собственное наблюдение. При поиске метрических записей по своей фамилии все предки встречались в книгах только одной церкви вплоть до 1917 года. Т.е. налицо оседлый образ жизни и, соответственно, приписка к одной и той же церкви.
Представленные ниже выдержки из летописи являются компиляцией из двух копий, Т.к. копия, опубликованная в 1916 году, имела ряд сокращений: несущественных с точки зрения редактора, но важных для современного исследователя. В то время как копия Бугрова являет собой дословный пересказ.
Первая часть летописи - это "выпись" из писцовых книг 1674-1678 гг. Летопись перечисляет следующие две церкви:
Автор летописи отмечает также, что писцовые книги были составлены для обеих церквей, и церковная земля для пользования причтом отведена крестьянами по одним общим планам для обеих церквей.
В первой части летописец отмечает, что при церквях была "общая при них колокольня". Но не уточняет при какой именно церкви она была построена.
В начале 60х годов 19 столетия по сообщению Летописца на месте этих церквей доживали свой век две же, но тоже ветхие церкви: одная Ильинская, двупрестольная и другая Николаевская, уже однопрестольная. "А между ними в середине, невдалеке от той и другой стояла ветхая осьмигранная колокольня". Таким образом, колокольня располагалсь либо как отдельное строение, либо остаток от не упомянутой Дмитриевской церкви. Автор опять же, не уточняет являлась ли та колокольня древняя со времени "выписи" или новая, но отмечает, что она была уже "ветхая".
Вот как в "выписи" описываются церкви, существовавшие в 1676 г. с общею при них колокольней:
"Ильинское, Алгасово тоже, на речке на Вопше (Опша). А в нем церковь святого пророка Илии, рублена в красном лесу, да придел великага чюдотворца Николая, древяна клецки с трапезою. Около церкви и трапезы с двух сторон паперти. Церковь и трапеза, и паперти крыты тесом. На церкви и на приделе кресты на яблоках; кресты и яблоки опаиваны белым железом. (далее перечисляется инвентарь церкви:иконы с окладами, паникадила, книги, сосуды, ризы и пр.)
…На северных дверях писан благоразумный разбойник…
…Все ветхо…
Да книг: Апостол печатный в десть; Псалтирь новые печати; Шестодневпечатный же; Минея общая старые печати; Триодь Постная письменная ветха; Тридь Цветная старые печати; книга Ефрем Сирин - приклад крестьянина Федора Наумова; Минея общая с праздники, меньшая - новые печати; Служебник, Пслатирь меньшая; Часослов, > Требник - все новые печати."_
Год постройки Ильинской церкви не указан. При этом примечательно, и на это обращает внимание автор летописи, что если для Дмитриевской церкви указывается год постройки, то для Ильинской ничего не сказано. Вероятно, она построена гораздо ранее Дмитриевской, и настолько ранее, что при составлении "Выписи" никто из старожилов не знал и не мог указать времени её постройки. Подтверждение – указание что и сама церковь, и имущество ветхи. Учитывая, построена Ильинская церковь была из «красного леса», т.е. соснового, можно предположить, что в состояние ветхости она пришла лет за 70 – 100, т. е. постройка эта относится к концу XVI века.
Это также подтверждается и описанием крестьянских дворов:
«…Кондрашка Иванов, сын Савин. Тягла под ним четверть десятины. Пришел он Шатского города из Черной слободы в 105 (1597) году
…Ивашка Данилов, сын Набережнов. У него дети: Сенька шести лет, Макарка полугоду. Тягла под ним полдесятины. Пришел Шатского уезду села Темешево в 107 (1599) году
…Ромашка Сырапин, сын Ушаков.У него сын Савка двух лет. Тягла под ним четверть десятины Пришел Шатского уезду села Березово в 107 (1599) году
…Кудряшка Григорьев. У него братья: Афонька шестнадцати, Колонка одиннадцати лет. Тягла под ним десятина. Пришел Шатского уезду села Оксельмеево в 103 (1595) году
И т. д.»
Логично предположить, что вместе с приходом русских поселенцев и была построена первая церковь. Таким образом, старую Ильинскую церковь можно условно датировать 1595 годом.
Еще одним косвенным подтверждением ее древности является постоянная приписка в метрический книгах. Начиная с первой доступной МК от 1761г заголовок книги именуется как "церкви стараго пророка Илии попа...".14. Данное именование было утрачено как минимум к 1780 году.
По данным клировой ведомости Ильинской церкви за 1840 год, она была построена в 1699 году на средства прихожан.15 "Здание деревяное крепкое, с той же колокольней, что и при Николаевской церкви. Престолов в ней два, верхний во имя Святого пророка Ильи, нижний во имя Святителя и Чудотворца Николая." Таким образом, церковь, указанная в переписной книге (от 1674-1675 гг.) была перестроена в 1699 году, либо основательно поновлена. Источник также не уточняет - на старом ли месте перестроена церковь или на новом. Отдельно хотелось отметить, что церковь была двухэтажной, т.к. престолы были указаны как верхний и нижний. На это также указывает и летописец, сообщая о ее состоянии в 60е годы 19-го столетия.
В 1857 году при обозрении церкви Тамбовским преосвященным Макарим она оказалась очень ветха. И под опасением разрушения по его распоряжению была опечатана. Причем настоятель священник этой церкви Адриан Воронцов и благочинный священник Николай Алгасовский, состоявший священником при Николаевской церкви, за нерадение - якобы по его вине церковь ветха и прихожане не строят новую - были удалены из села Алгасова. Летописец отмечает дополнительно, что "рубка ветхой Ильинской церкви была особенная, древняя: в бревнах паз был вынут не в верхнем, накладывающемся бревне, а в нижнем." Из чего можно предположить, что Ильинская церковь, в действительности не была отстроена заново в 1699 года, а лишь поновлена с частичным сохранением структурного каркаса.
Одной из примечательных черт данной церкви являлась икона "Благоразумного разбойника" на северных дверях иконостаса.16 По материалам В.Г. Пуцко в 17-18 веках изображения Благоразумного разбойника были достаточно широко распростанены в Тамбовской губернии. Причем они вошли в обиход настолько широко, что "даже конкурировали с изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященника Аарона и пророков, традиционно помещавшихся на дверях иконостаса". Причем ко второй половине 18 века изображения Благоразумного разбойника постепенно теряют свою популярность и выходят из церковного употребления. Лишь у старообрядцев они задерживаются до начала 19 века. (но возраждаются после 1905г в связи с предоставленим прав).
Иконы с данным образом - явление чисто русское; ни Византия, ни славянские страны, ни соседние Украина и Беларусь их не знали. Они возникли, сформировались и развились исключительно на русской почве, хотя в их основу был положен сюжет из переводной апокрифической литературы. По мнению автора иконы с данным образом должны были подчеркнуть, что царство небесное должно стать местопребыванием не тех, кому адресованы церковные гимны, а человека простого, хотя и совершающего в силу тяжелых жизненных условий неизбежные поступки, но все же хранящего свое человеческое достоинство.16
В ГАТО сохранились Метрические книги старой Ильинской церкви, начиная с 1762 года.
Согласно же Клировым ведомостям Ильинской церкви за 1840 год, "опись церковного имущества сделана в 1833 году, исповедальные ведомости велись с 1814 года, а в метрические книги с 1798 года."17 Очевидно, что речь в документе идет о приходских экземплярах документов. Таким образом, все МК ранее 1798 года, имеющиеся в ГАТО, являлются консисторскими экземплярами.
В 1862 году Ильинская церковь была разобрана. Ее фундамент (равно как и фундамент старой Николаевской церкви) был также разобран. А при работах, по мнению летописца, "попалось много рослых голых человеческих черепов и костей". На месте же престолов этих церквей ко времени летописи стоят две часовенки - "столбочки из фундаментных кирпичей с крестиками".
Попробуем теперь представить где могла располагаться древняя Ильинская церковь.
В моем распоряжении имеется подробный план ПГМ с.Алгасова, выполненный в 1827 году. И более общий уездный план ПГМ составленый в 179х года.
На плане 1827 года четко выделено расположение обеих церквей. Причем это расположение полностью повторяет то, что представлено на плане 179х годов.
Как указано подробнее в разреле про улицы села, я наложил план 1827г на современную картооснову. Благодаря этому можно представить современное положение этих церквей.
Удивительно, но это расположение совсем не совпадает со сведениями из церковной летописи. Так, летописец сообщает нам, что древняя Ильинская церковь стояла в непосредственной близости от погоста, расположенеие которого летописец подробно описал(см. раздел про кладбища): "Около церкви площадь для погребения умерших - длиннику сорок, поперечнику тридцать три сажен...". При этом церковь разобрали в 1862 году. Но из плана видно, что в 1827 году церкви возле "погоста" уже было. Вместо этого обе церкви стояли в "местности базара". Т.е. там, где были выстроены новая Ильинская и Никольская церкви(см. далее). Более того, церквей возле погоста не было и в 179х годах, когда был составлен уездный план. (см раздел картографии, план 1827г скорее всего является копией с такого же несохранившегося плана 179х годов. Т.к. обобщенные планы ПГМ 179х годов рисовались с уже выполенных частных планов).
На данный момент объяснений такой нестыковке я не могу подобрать.
В середине 19 столетия, при разросшемся населении на запад, прихожанами вместо маловместительных и ветхих Ильинской и Николаевской церквей строится новая деревянная Ильинская церковь. Церковь строится на новом месте, в местности базара. Время строительства новой Ильинской церкви не указано, но просуществовала она недолго - сгорела летом 1865 года. Вместе с этой церковью сгорели и все ее древние документы, спасены только документы последних лет, начиная с 40х годов 19 века. В период с 1865 по 1870 годы, как пишет летописец, богослужение совершалось Ильинским причтом в старой Николаевской церкви. А в 1870 году старая Николаевская церковь была продана Серповским крестьянам, ими возоблена вместо сгоревшей у них и стоит еще крепкая ко времени писания Летописи.
На месте же сгоревшей деревянной Ильинской церкви строится новая каменная трехпрестольная Ильинская церковь. Ее приделы во имя св. Николая и Казанской иконы Божией Матери освещены в 20.07.1870 года по благословлению митрополита Рязанского и Муромского Аврамия.18 А главный престол во имя пророка Илии освещен только 2 октября 1885 года преосвященным Виталием в его первый объезд епархии.
Церковь возводилась по образцовым чертежам Елецкого Вознесенского собора. Сам же Елецкий собор строился по проекту академика К.А. Тона.19 Это строительство совпало с т.н. "византийским" периодом истории церковной архитектуры, когда строительство массово велось по удачным образцам современного храмового зодчества. Стилистика сельских церквей, созданная Тоном для небольших приходов, настолько прочно укоренилась в практике российского храмового строительства, что просуществовала вплоть до 1917 года.
Одновременно с возведением новой Ильинской церкви осуществлялась и реконструкция Николаевской (освещена заново как Рождество-Богородицкая) церкви г.Моршанска по тем же чертежам.19 Никольская церковь в Моршанске к настоящему времени не сохранилась, но осталось несколько фото сников. Благодаря этому можно представить себе облик Алгасовской церкви.
По состоянию на 1876 год Ильинский храм являлся приписным к Рождество-Богородицкой церкви.20 Церковный староста - гос. кр. Артемьев 1851 г.р.
Среди местного населения данный храм "по старине" часто называли Никольским в честь прежней церкви.
В Ильинской церкви находилась местночтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери, а также чтимая икона Божией Матери Тихвинской древнего письма. В конце 60-х годов XIX в. через Алгасово в Санаксарский монастырь проезжал епископ Антоний Радонежский, он посетил церковь и обратил внимание на старую икону. По его инициативе образ реставрировали, сделали киот и стали ходить с молебнами по домам алгасовцев. По вере обращающихся к Богородице совершались чудеса и исцеления. В 1910 г. крестьянин Гавриил Алексеевич Елагин устроил на Тихвинскую икону сребропоз-лащенную ризу весом в 21 фунт (1 фунт равен примерно 400 граммам). К сожалению, ни та, ни другая иконы не сохранились.
Февральская революция епархиальным духовенством была встречена в основном с симпатией. На удивление легко расстались с тем строем, который веками поддерживал и покровительствовал церкви. Возможно причина в том, что с новой властью связывали надежду на реформы в церкви, необходимость в которых давно назрела. Поэтому новое устройство государственного строя России приняли быстро и даже с некоторым восторгом. Вот какую запись занес в церковную летопись Казанской церкви с. Туровка Козловского уезда приходской священник почти сразу после свершившейся февральской революции: «Старое правительство во главе с Государем свергнуто! Боже мой! С какою радостью! С каким энтузиазмом народ получил это известие. Россия стала свободной! Все стали свободными гражданами! Об этом даже забыли и думать. Армия и народ сплотились воедино. Государь с семейством и все старые министры, кровопийцы и изменники арестованы».21
Местные епархиальные ведомости своевременно оповестили духовенство о событиях происходящих в столице. В № 10-11 помещены обращение Св. Синода по поводу перемены государственного строя, отречение государя и приветственная телеграмма Тамбовского архиепископа Кирилла к новому обер-прокурору В.Н. Львову. В этих же номерах восторженные телеграммы из уездов от провинциального духовенства в адрес архиерея.
В раннесоветский период Ильинский храм занимали обновленцы (приверженцы канонической Церкви и Патриарха Тихона).22
Примерно в это же время был сделан и единственный на данный момент фото снимок Ильинской церкви. Сходство с Никольской церковью в Моршанске налицо!
Есть и еще один кадр, который автор идентифицирует как колокольню Ильинской церкви. Но у меня вызывает сомнения такая атрибуция, ввиду совершенно иной формы луковицы. При этом она также не может быть колокольней Рождество-Богородицкой церкви, т.к. последняя была 4х-ярусной.
В 1934 году Ильинская церковь была закрыта распоряжением Уполномоченного по делам религии Алгасовского райисполкома.
В архивном фонде "Уполномоченного совета по делам русской православной церкви" имеется переписка с Алгасовским райсполкомом, в который, в свою очередь, обращались верующие граждане с.Алгасово с просьбой об открытии Ильинской церкви, но им было отказано.
Из материалов этого дела также следует, что в 1935 году здание Ильинской церкви было переоборудовано под «дом соцкультуры» и передано на баланс отдела культуры Алгасовского райисполкома Моршанского р-на Тамбовской области.17 В 1938 г. церковная «двадцатка» жаловалась М.И.Калинину в Москву на беззаконие местных властей, которые угрожали тем, кто пытался защитить храм. В своей жалобе церковные активисты также утверждали, что в селе 80% верующих, но церковь закрыли, несмотря на их протесты. В тридцатые годы XX в. духовенство, монашествующие и прихожане Никольской церкви подвергались неоднократным арестам. Даже 14-летний сын местного священника Яша Кобзев был приговорен к пяти годам заключения по «политической статье». Священник Герасим Сергеевич Боев в 1937 г. был расстрелян.23
Закрытый храм был разорен, частично перестроен и превращен в сельский клуб. Алгасовские прихожане продолжили посещать службы в соседнем селе Темяшеве, где храм удалось сохранить за общиной верующих.
На фото выше слева виден памятник В.И. Ленину. Он был открыт в 50-х годах и просуществовал до 80х годов. Когда неожиданно исчез - буквально за 1 ночь. По рассказам - он упал ночью и раскололся, есть версии о том, что его столкнули. Но так или иначе - все быстро убрали и сделали вид, что "ничего не было".
На том же фото базарной площади флигель справа - это бывшая церковно-приходская школа. В советское время в ее помещении размещалась сельская библиотека. (Ныне перенесена по адресу ул. Садовая д.8).
В 1992г. здание церкви передано верующим в аренду и находилось на балансе Алгасовского сельсовета. 02.08.1992г храм был освящен архиепископом Евгением (Жданом) малым чином и совершенно первое Богослужение. С 1992 же года работает воскресная школа.24
В настоящее время церковная жизнь в Алгасове, также как и в остальном по стране, переживает возрождение. В Ильинском храме проводятся регулярные богослужения. Здание храма содержится в рабочем состоянии, проводятся косметические ремонты и уборка территории.
Настоятель в настоящее время - Филиппов Александр Александрович
по состоянию на 2006 год - Протоиерей Феодосий Иванович Круподер, 18.02.1963 г.р. Светское образование- медицинское.24 Окончил Московскую духовную семинарию. Проживает 392016 г.Тамбов,ул. Отдыха, д.2-а. Эл. адрес: protfeok@mail.ru25
Современный адрес: 1-я Базарная ул., 53
Юридическое лицо: МРО "Православный приход Ильинского храма с.Алгасово Моршанского района Тамбовской области Мичуринской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)".
ИНН: 6809004610
Ильинский храм является объектом культурного наследия «Ильинский храм», расположенный по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, с. Алгасово, ул. 1-ая Базарная, д. 53, принят на государственную охрану на основании согласования Минкультуры РСФСР № 14-22-уе от 09.03.1992г.26
Религиозная организация «Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» является собственником нежилого здания Ильинской церкви с кадастровым номером 68:090101014:0145:681/189:1000, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности Серия 68АА 676199 от 10.08.2007г. (т. 1, л.д. 14), а также является собственником земельного участка площадью 3946кв.м, под религиозным объектом, расположенного по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, с. Алгасово, ул. 1-ая Базарная, д. 53 с кадастровым номером 68:09:0101014:0145, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия 68АА 676200 от 10.08.2007г..
01.06.2013г здание Ильинской церкви на основании договора безвозмездного срочного пользования недвижимым имуществом религиозного назначения было передано в безвозмездное пользование к Местной религиозной организации "православный Приход Ильинского храма с. Алгасово Моршанского района Тамбовской области Мичуринской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)".
Далее, религиозная организация «Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» 08.06.2015г заключила договор безвозмездной передачи (пожертвования) нежилого здания и земельного участка к Местной религиозной организации "православный Приход Ильинского храма с. Алгасово Моршанского района Тамбовской области Мичуринской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", в соответствии с условиями которого Жертвователь безвозмездно передает, а Одаряемый принимает в собственность для использования в уставных целях:
Впервые, сведения об этой церкви мы находим в той же "выписи":
"Другая церковь Святого великомученика Дмитрия Солунского с трапезою. Церковь и трапеза крыты тесом. На церкви кресты и яблоко окованы белым железом, "а в церкви строенья икон местных: образ Пресвятые Богородицы Одигитрии, образ святого великомученика Дмитрия Солунского, образ святые великие мученицы Параскевы. Все три иконы в киотах древяных, писаных"... (далее опять подробное перечисление имущества)... "Престол позолочен в одну сторону выбойкою, с трех сторон - холстиною. Да в трапезе образ местные Пресвятые Богородицы Знамения в киоте деревянном, писаном - приклад Шатского града Черной слободы крестьянина Прокофья Артемьева."
"Церковь построена в 7164 (1656) году, и колокольня рублена в восемь стен, в дубовом лесе. С одну сторону брюшина крыта тесом. Глава обита чешуею. Крест и яблоко опаиваны белым железом. На колокольне четыре колокола, во всех весом двенадцать пудов. Церкви и колокольня и колокола – все строенье приходских людей, того села крестьян."
О местоположении и судьбе древней церкви во имя Дмитрия Солунского во второй, современной, части летописи сведений не имеется.
Николаевская церковь в поименованных годах была поновее Ильинской и, как оказывается по описи ее, составленной в 1833 году, была построена в 1778 году по благословению преосвященного Тамбовского и Пензенского Феодосия и освящена в 1780 году. Автор летописи не упоминиает когда была разобрана Никольская церковь, но отмечает, что ее фундамент был тоже разобран, а на месте поставлена часовенка. (см. Старая Ильинская церковь). В описании Рождество-Богородоицкой церкви летописец упоминает, что особо древние иконы были принесены в нее из "старой Николаевской церкви". Далее он также отмечает, что "архив церковный в порядке: метрические книги с 1781 года..." Т.е. следует предположить, что новая Рождество-Богородицкая церковь 1862 года постройки стала "правопреемником" старой Никольской: в нее были переданы церковные книги, а также наиболее ценные иконы. Еще одним потверждением является описание летописцем жития Павла Федоровича Волокитина, дослужившего до офицерского звания: "он был исправный прихожанин своей приходской Николаевской и затем Рождество-Богородицкой церкви..."
В ГАТО сохранились Метрические книги Никольской церкви, начиная с 1803 года и по 1871 год.
Исходя из рассуждений в аналогичьном разделе по Ильинской церкви можно предположить, что на планах ПГМ 1827г и 179х годов изображена старая Никольская церковь. Построена она в 1778 году, т.е. незадолго до полевых работ по съемке планов ПГМ. Отдельно летописец сообщеает, что обе древние церкви стояли в местности древнего погоста(см. далее про кладбища). Таким образом, можно предположить, что располагалась древняя Дмитриевская церквь недалего от современого адреса ул. Ленина д.20/1.
Правопреемником Никольской церкви (как для прихожан, так и для церковных штатов) становится новая Рождество-Богородицкая церковь.
Каменная Рождество-Богородицкая церковь начинает строиться летом 1859 года по благословению преосвященного Феофана - епископа Тамбовского и Шацкого. Причины, побудившие к началу строительства были те же, что и для новой Ильинской - ветхость старых церквей и увеличение населения. Строится церковь, также как и Ильинская на новом месте, на Большой дороге. Строительство окончено в 1862 году.
Употребляемые на постройку и окончательное устройство ее средства поступали от прихожан, причем попечителем и строителем был крестьянин села Алагсова Алексей Михайлович Аникейчев. При закладке церкви на основание ее было заложено им 2000 рублей серебром; затем, за все время стройки он платил ежегодно по 150 рублей архитектору и на другие нужды тратил свои средства без счета. До времени окончания летописи церковь существует в том же виде, как устроена, без поправок. Отдельно автор отмечает: "здание ее до настоящего времени крепко".
Престол главной церкви в честь Рождества Пресвятые Богородицы освещен по благословению преосвященного Тамбовского Палладия 1-го, впоследствии митрополита Петербургского, 1 октября 1873 года бывшым благочинным священником Григорием Федоровичем Островским. В придельной части два престола - в правой стороне во имя святителя и Чудотворца Николая(6 декабря), в левой, теплый,27 во имя святителя Алексия, митрополита Московского(12 февраля) (патрон строителя церкви Аникейчева). Приделы устроены еще при строительстве церкви в 1862 году. А 18 и 19 октября 1862 года освящены с благословения преосвященного Феофана настоятелем Шатского Чернева монастыря, архимандритом Германом.
Из всех икон данной церкви стоит отдельно отметить следующие три, т.к. по сведениям летописца они были принесены из старой Николаевской церкви. 1) икона "Пренесения мощей св. Николая Чудотворца", висящая без рамы (одна достка) на правом столбе при входе в главную церковь; 2) икона св. Николая Чудотворца над входною в церковь дверью; 3) икона Божией Матери Тихвинская, помещенная в придельной церкви за левым клиросом в киоте. Последняя икона очень древнего просихождения, сильно почерневшая. У причта и прихожан она пользуется особым уважением и берется ими постоянно в дома для служения перед нею молебнов так называемых "вхожих" и по особым случаям. В 1910 году крестьянин из прихода Ильинской церкви Гаврила Алексеев Елагин за свой счет украсил икону сереброзлащеной ризой, весом в 21 фунт, ценою в 650 рублей.
"Архив церковный в порядке: метрические книги с 1781 года, книги брачных обысков с 1803 года, исповедные росписи с 1814 года, книги церковных расходов с 1809 по 1831 год включительно, приходно-расходные книги с 1832 г. и клировые ведомости." Здесь стоит отметить, что автор, по всей видимости, включил в число МК и те, что остались от предыдущей Никольской церкви. Тем не менее, как отмечено ранее, фактическая сохранность МК по этой церкви к настоящему моменту несколько хуже - первые МК датированы 1803 годом, а последние - 1871 годом. Поименнованные же МК Рождество-Богородицкой церкви в ГАТО начинаются с 1878 года. Таким образом, существует временная лакуна в 7 лет.
По состоянию на 1876 год к церкви приписана также Никольская ц. села Тимашево(Темяшево) и Ильинская церковь в Алгасове.20
Церковный староста - гос. кр. Назаров, 1868 г.р.
Вокруг церкви была каменная ограда вышиною в 3 арш. с четырьмя башнями по углам. Площадь ограды - 1014 кв. саж.
При церкви была построена новая колокольня. В настоящий момент не известно, сохранилась ли древняя колокольня к моменту постройки новой ил нет.
В церковной летописи Алгасово можно найти следующее упоминие о новой колокольне Рождество-Богородицкой церкви: "Колокольня устроена в фронтовой части церкви, колоколов на ней шесть. Большой, в 163 пуда 20 фунтов - вклад строителя Аникейчева, о чем сделана на нем надпись: поступил в церковь 22 декабря 1861 года, стоимость его 2716 рублей 66 коп. 2й колокол в 52 пуда 10 фунтов поступил в церковь по разделению с Ильинскою с общей колокольни старых церквей. Из надписи на нем, между прочим, видно, что он приобретен в 1800 году за 1149 рублей 50 коп., из которых приложил 410 рублей того же села (Алгасова) крестьянин Абрам Назаров с братьями вместо рекрутства в их семейство." Таким образом, старая колоколья должна была быть разообрана примерно ко времени строительства Рождества-Богородицкой церкви, т.е. в начале 186х годов. Колокол со старой же колокольни был отлит еще в 1800 году.
В Интернете можно найти еще одну фоторафию Алгасова с видом на колокольню Рождество-Богородицкой церкви. Но у меня она вызывает некоторые сомения, т.к. на представленном кадре макушка колокольни имеет несколько иную форму: шпиль вместо луковицы.
На фотографии конца 193х, сделанной Н.И. Киселевым, хорошо видна новая колокольня Рождество-Богородицкой церкви и ее расположение относительно Ильинской церкви (справа). Кадр снят со стороны 1й Базарной улицы, примерно от дома Щербакова Виктора Егоровича. (на данный снимок принадлежит Людмиле Поповой-Бугровой, подарено братом Киселева, Алексеем Ивановичем Киселевым). К этому времени колокольня Ильинской церкви, по всей видимости, была уже разобрана.
Рождество-Богородицкая церковь была разрушена в 1937 году.22 Церковь оказалсь весьма крепка для ручной разборки, и поэтому ее ночью в тайне взорвали.12 Взрыв был такой силы, что у многих сельчан на близлежащих улицах были выбиты стекла. Обломки церкви были использованы при строительстве каменного здания сельской школы.22
20 сентября 2013 года на месте разрушенной церкви был установлен поклонный крест. 27 сентября того же года состоялось торжественное открытие и освящение креста отцом Феодосием, настоятелем Ильинской церкви.
По свидетельству Людмилы Поповой в Алгасово в начале 20 века на ул.Совесткой (в стороне ото остальной улицы, "в огородах") стоял большой монашеский дом (на "18 дверей"). В доме проживали 2 монашки, одна из них Агриппина Киселева. Монашки содержали девочек-сирот. Зарабатывали на жизнь изготовлением свечей и пекли просфоры. Позднее монашек "раскулачили", оставив дом сиротам. По предположению же Людмилы монахини те пришли с закрытого в Моршанске "Прошина" монастыря.
Помимо этого, известно что до 193х годов в часовне при церкви проживала старая монахиня - просфорня Евгения (в миру Евдокия).
К моменту написания церковной летописи существавало захоронение в ограде церкви. Автор летописи не уточнил нам при какой именно, но по предположению Людмилы поповой речь идет о Рождество-Богородицкой церкви. Фактически, захоронение размещалось в той местности, где в Советское время был школьный стадион и партбиблиотека.
Автор дает следующий список лиц, похороненных в ограде:
Современное "Выписи" (16хх года) кладбище описано следующим образом: **"Около церкви площадь для погребения умерших - длиннику сорок, поперечнику тридцать три сажени". Местность эта не заселена и ко времени летописи, и представляет единственную в селе площадь, свободную от построек. Во множестве здесь сохранились памятники бывших могил - большие камни-булыжники, почти совсем вросшие в землю. Уцелел также здесь, вблизи бывшей Ильинской церкви, подгнивший деревянный сруб с тяжелую на нем чугунною плитою, на которой вылито следующее: "Здесь сокрыт прах служителя алтаря Господня священника Авраамия, который скончал житие свое 48 лет от рождения, быв пастырем вверенной ему церкви и благочинным с 1802 года, за ревностное прохождение каковых должностей всемилостливийше награжден был скуфиею. Скончался октября 15 дня 1826 года в 3 часа по полудни".**
Площадь древнего кладбища при старых церквах доселе зовется кладбищем или погостом. Будучи не выше других мест в селе, площадь эта по странной случайности постоянно суха... По всему этому, а также и по памяти о прежнем ее значении, площадь эта - любимое местечко у сельчан. Сюда сходятся малые ребята играть, девки водить хороводы, большие ребятя и мужики производят праздники Благовещения, Вербного воскресения и Пасхи, когда, по большей части, площадь эта бывает уже свободная от снега, свои кулачные бои на виду лежащих здесь предков, как бы показывая им свою удаль-силу и давая этим знать, что старорусская потеха эта еще не вывелась, поддерживается ими и считается единственным и лучшим развлечением их потомковв тяжелой трудовой их жизни... К настоящему, впрочем, времени бои эти производятся все реже и реже и почти вывелись.
Только в последнее время площать эта стала загружаться дворами, лесом и готовыми срубами одного богатого лесопромышленника и навозом с окрестных дворов для просушки его на ней для топлива....
Часовенка на месте престола бывшей Николаевской церкви давно уже стоит без крестика, верх ее все более и более осыпается, и никто не заботится и приведении ее в должный вид. А ведь с того времени, как снесены отсюда церкви, не прошло и двадцати лет. В недавнее время на этой площади выстроена школа Министерства народного просвещения, в которой обучается 60-65 учеников.
Согласно предположению Людмилы Поповой, в данной выдержке речь шла о школе, которая в советское время стала начальной (а затем 8и летней) "Ленинской школой". Она же приводит следующее воспоминание: "Ученики «Ленинской» до сих пор вспоминают, что при посадке деревьев в школьном саду частенько натыкались на старые могилы, попадались им и женские косы, и бороды... Последние «раскопки» старого кладбища помню я лично – когда проводили водопровод, копали траншею в 80-х годах прошлого века, именно на Поповке лежала огромная куча человеческих костей.". Современный адрес бывшей "Ленинской" школы - ул.Ленина, д.20/1.
Поробуем теперь обратиться к плану ПГМ Алгасова. К сожалению, на плане не выделялись отдельно кладбища и погосты. Но благодаря строгому масштабу, сейчас появляется возможно провести компьютерное моделирование и привязку к современной картооснове. (подробнее см. в разделе про улицы села) Согласно летописи это была "единственн(ая) в селе площадь, свободн(ая) от построек". Я смог выделить на плане три таких "порожних" участка. Один сверху - очевидно это просто "неудобная" земля, которая не застроена и в настоящее время. Другой снизу - довольно обширная площадь, на краю которой позднее появился базар и поставили каменные церкви. Данный участок очень хорошо подошел бы под описание, если не обратить внимание на другой "порожний" кусок земли.
В правой части села, недалеко от мыса и "Коробятского" моста выделяется еще один "порожний" участок. Причем, в данном случае он явно выделяется как пустая земля вокруг плотной застройки. И в таком случае этот клочок действительно можно назвать "площадью", а не, скажем, пустырем на окраине.
Далее, в летописи есть четкое указание на размер участка "длиннику сорок, поперечнику тридцать три сажени". В современной мере это будет примерно 80х66 метров. Благодаря привязке к местности и строгому масштабу исходного плана ПГМ можно достаточно точно измерить этот участок. У меня он получился где-то 145х90 метров. Т.е. исходный участок погоста прекрасно укладывается в границы выделенного участка. А если учесть необходимость наличия проездов по периметру погоста(10-20м с каждой стороны), то получается весьма точное совпадение.
Таким образом, предположение Людмилы Поповой получает неоспоримое доказательство в виде еще одного документального источника.
Современное автору летописания кладбище выглядело следующим образом. "Новое кладбище расположено за большою дорогою, в конце выгона, перед пахотным полем. Отведенное в 1853 году и затем прибавленное, оно уже достаточно переполнено прахами алгасовских прихожан. Кладбище это было окопано канавою, огорожено колючею проволокой и с настоящего 1912 года засаживается разными деревьями на средства общества. (в копии П.Я. Бугрова от 1888 года: "...кладбище окопано канавою, которая к настоящему времени совершенно осыпалась, огорожено оно не было; вообще содержится не в должном порядке."); при кладбище есть сторожка, в коей в зимнее время гробовщики пользуются теплом... Здесь крестьяне не кладут уже камней на могилы, а ставят деревянные кресты или втыкают в могилы носилки из под гроба - небольшие шесты. Но эти памятнки не прочны, подгнивают или же рсхищаются на дрова; новыми же заменять их не считают нужным или же считают убыточным для себя....
С недавнего времени появились, впрочем, на нескольких моглиах и камни-булыжники, три могилы огорожены тесовую решетчатою оградою, на двух - срубы и выделяются над другими два памятника могил крестьян Аникейчевых и Поросятниковых. На первом, каменном, который, впрочем, стоит уже без верха, следующая надпись: "Здесь погребено тело казенного крестьянина Александра Иванова Аникейчева (внук строителя церкви). Скончался 1880 года Апреля 5 дня, родился 1848 года. Младенец Василий 7 лет, младенец Александр 6 месяцев." На втором чугунном вылито следующее: "Здесь преданы земле тела умерших семьи Григория Егоровича Поросятникова (восточная сторона памятника). Упокой души умерших и всели их в Царствие Небесное. Ирина (жена Поросятникова) - умерла 16 марта 1882г(западная сторона памятника)".
...
Камни-булыжники на это кладбище брались в местной горе. где их теперь много, хотя уже далеко меньшего размера. Такие камни находились прежде и встречаются еще и теперь и на месте после бывшего кладбища, непосредственно за большою дорогою, занятою теперь дворными постройками и гумнами.
Согласно предположению Людмилы Поповой, "новое" кладбище (для автора церковной летописи) располагалось в непосрдественной близости от современного кладбища: "По Садовке, если ехать на кладбище, слева, после "совхозных домов". Там еще идет дорога на Волковку.". Здесь и сейчас можно найти несколько надгробных камней.
В настоящее время действующее кладбище расположено на окраине села, недалеко от районной больницы. Практически все встреченные мне захоронения послевоенные. В какое время было устроено современное кладбище мне тоже не удалось пока выяснить. Судя по сохранившимся могильным камням(см. фото ниже) даже на современном кладбище, то можно предположить, что его открытие состоялось незадолго после прихода Советской власти.
В с. Алгасово, кроме церкви, в наши дни возрождена еще одна святыня - святой источник. В 2008 г. был обустроен родник «Братья-близняшки» (район ул.Песчаная), расположенный на берегу реки Вопши. Весной 2008 г. были проведены берегоукрепительные и дренажные работы, глиной и сваями был закреплен склон реки, над источником установлен новый деревянный сруб колодца с крышей над ним, поставлен указатель на дороге. В работах участвовали школьники, их родители и благотворители. Восстановленный святой источник был освящен во имя Рождества Божией Матери.28
По просьбе крестьян Тамбовской губ. Моршанского уезда селений: АЛГАСОВА, Серповаго и Малых Куликов ,состоящих в молоканской секте , о переселении их в Закавказские провинции. ↩
URL - http://tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/3-otkryitie-tambovskoy-eparhii-i-pervyiy-tambovskiy-episkop/ ↩ ↩
Известия Тамбовской учёной архивной комиссии. Вып. 39. Тамбов, 1894. С.227, С.242. "Л.754. Книги окладные Танбова города и Козлова и Танбовския и Козловския десятины дозору и окладу домоваго конюшего старца Антония да поддиакона Понкратия да домовых детей боярских Петра Лашкова да Бориса Иванова в 184/1676 году" ↩ ↩
URL - http://tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/5-tambovskaya-eparhiya-v-xviii-v/ ↩
Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Издание канцелярии Тамбовской духовной консистории под редакией секретаря А.Е. Андриевского. Тамбов, 1911, стр.1-2 ↩
URL - https://www.pravenc.ru/text/149349.html ↩
URL - http://tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/7-territorialno-administrativnoe-ustroystvo-tambovskoy-eparhii-i-organyi-eparhialnogo-upravleniya-xix-nach-xxi-vv/ ↩
А.И. Цепков. "Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году", 2004, Т.2, стр.10 ↩
Кузнецов, Станислав Викторович. История села Алгасово. Стр.399-462. Из сборника: "Православная вера и традиции благочестия у русских в 18-19 веках. Этнографические исследования и материалы". Москва, 2002. ISBN 5-02-008736-X ↩ ↩
Тамбовские Епархиальные ведомости, №31 от 30 июля 1916г, Отдел неофициальный, Стр.899. Историко-статистический очерк села Алгасова, Моршанского уезда, и Рождество-Богородицкой церкви. ↩
Дубасов, Иван Иванович. Очерки из истории Тамбовского края : Исслед. И.И. Дубасова. Вып. 1. - Тамбов, 1890. стр.133. ↩
ГАВО Ф.И324, Опись 1, Дело 56, Л.88 - Розыскное дело полковника князя Петра Алексеевича Кропоткина по челобитной подьячих Тамбовской приказной избы Ивана и Мартына Даниловых о взятках и избиениях крестьян кнутом воеводой Данилой Петровым сыном Дохтуровым. ↩ ↩
ГАТО-1049-5-36-Л.3 ↩
ГАТО, Ф.181, Оп.1, Д.958 - "Сведения о церквях Моршанской округи Тамбовской епархии за 1840г". ЛЛ.13-16об - Клировая ведомость Ильинской церкви с.Алгасова за 1840 год ↩
В.Г. Пуцко, Благоразумный разбойник в покрифической литературе и древнерусском изобразительном искусстве. Стр.415 ↩ ↩
Приказ №46 от 21.03.2019 Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области "О включении выявленного объекта культурного наследия "Храм Ильинский" (Тамбовская область, Моршанский район, с. Алгасово, ул. 1-я Базарная, 53) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения". Источник - http://docs.cntd.ru/document/553170478 ↩ ↩
Архивная справка № 4188/11 от 09.11.06 г. Источник - http://algasovo.prihod.ru/istorija_prikhoda ↩
Позднякова, Ирина Юрьевна. Церковная архитектура Тамбовской епархии в Синодальный период. Традиция строительства по образцу - 2011, МАРХИ, Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Автореферат, стр.16 ↩ ↩
Справочная книжка по Тамбовской Епархии на 1876 год, стр.ххх ↩ ↩
URL - http://tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/16-tambovskaya-eparhiya-v-godyi-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voynyi-1917-1924-gg/ ↩
Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа. Том 2, 2014г. Стр.409. ↩ ↩ ↩
URL - http://nbcrs.org/regions/tambovskaya-oblast/religioznye-obekty-obekty-palomnichestva-i-religioznogo-turizma ↩
Воскресная школа Ильинской церкви - http://algasovo.prihod.ru/voskresnaja_shkola ↩ ↩
http://algasovo.prihod.ru/dukhovenstvo ↩
юридический статус Ильинского храма из карточки Арбитражного судебного дела ↩
Справочная книжка Тамбовской епархии за 1893 год, стр.100-101 ↩